Найти свое место под солнцем

Ученье - свет

 

                Как вы думаете, что важнее – научить ребенка быть конкурентоспособным, адекватно отвечать на вызовы судьбы или дать ему любовь? Принято считать, что ребенок, черпавший любовь полными пригоршнями, не очень готов к жизни в современных джунглях. Но в Николаевском экономическом лицее №2, который в сентябре этого года отметит свое 20-летие, уверены, что эти две цели, которые, на первый взгляд, можно достичь только совершенно противоположными методами, абсолютно
совместимы. И это не теоретические изыскания, а накопленный опыт. 
- В мире царит конкуренция. И если ребенок не будет обладать определенной суммой знаний и использовать их, то этот ребенок не будет конкурентоспособен, - уверен основатель и директор Николаевского экономического лицея №2 заслуженный работник образования Украины Анатолий Компаниец. 


Его детище – лицей - имеет несколько солидных отличительных черт, которые делают его заметным среди других городских школ нового типа. И первая из них – внедрение инновационных педагогических технологий. Технология критического мышления, тренинговые технологии, технология дебатов – все это пробуется «на вкус» преподавателями лицея, но приживается только лучшее и эффективное.  Например, симбиоз двух предметов. Но если можно легко себе представить объединение в одной теме экономики и математики или информатики, то разве можно объединить украинскую литературу и биологию? Оказывается, это не просто можно, но и нужно, и интересно.
- Был очень интересный урок «Сон» - лицеисты изучали поэму Тараса Шевченко и одновременно осваивали одноименную тему по биологии, причем этот урок вели сразу два учителя – украинской литературы и биологии, - рассказывает заместитель директора лицея Ирина Потапенко. – Но у всех таких симбиозов есть вполне осязаемая цель – дети видят практическое применение своим знаниям, что сейчас называется модным понятием «формирование жизненной компетентности учеников».
Впрочем, лицей выделяется не только этим – здесь умеют раскрывать скрытые таланты. На каждого ученика составляется индивидуальная образовательная траектория, по которой он и двигается. А божья искра есть в каждом, уверены в лицее.
- Если в первые годы работы лицея к нам приходили дети, которые знали, что такое олимпиады, то сейчас олимпиадников стараются удержать в школах, которые их и воспитали. Но наши учителя обладают даром находить в ребенке зерно одаренности, - говорит заместитель директора лицея Людмила Обухова. 

Увидеть божью искру – этого, согласитесь, мало, ее надо не загасить, а поддержать, раздуть. Вот тут-то на помощь приходят не только инновационные педагогические технологии, но и особые методы работы с одаренными детьми – с ними, помимо лицейских педагогов, работают и вузовские преподаватели. И это дает результат. По словам директора лицея, в этом году 6 лицеистов, которые пришли в 8-й класс (а обучение в экономическом лицее начинается именно с 8-го класса, – прим. авт.) и никогда раньше не участвовали в олимпиадах, заняли призовые места, причем один воспитанник лицея взял «бронзу» на всеукраинской олимпиаде. А в целом за почти 20 лет работы в лицее вручили аттестаты зрелости 1717 юным николаевцам  (это при том, что в первые два года выпускников-то и не было, – прим. авт.), из которых около 700 становились призерами и победителями олимпиад. Да что там – мальчишки и девчонки находили себя не только в учебе, но и во взрослой жизни – в науке, на дипломатической службе, в аналитической группе президента, в бизнесе и т.д.
Безусловно, огромную роль в воспитании конкурентоспособных выпускников сыграла и мощная материальная база лицея, создание которой было бы невозможно без помощи родителей и спонсоров. Но это тоже логично: во-первых, экономический лицей №2 первым в городе установил прозрачность отношений «родитель-школа» (ежегодно директор лицея отчитывается перед родителями, куда были направлены благотворительные взносы), а во-вторых, вложение средств очевидно. 
Мало того, что лицей первым в городе открыл компьютерный центр и Интернет-клуб, начал внедрять дистанционное образование, основал собственное телевидение и запустил «живой», постоянно обновляемый сайт. Здесь каждые три года полностью обновляется парк компьютеров (а их, на секундочку, 72 – очень неплохое соотношение на 240 лицеистов). Учебные классы реконструируются по системе «современный кабинет», включающей в себя осовременивание всего, что есть, - от светильников и доски до мебели (из 14 имеющихся кабинетов восемь уже прошли такую модернизацию). К слову, именно 
благодаря спецфонду у лицея есть возможность привлекать вузовских преподавателей, чьи знания помогают одаренным лицеистам подняться в освоении любимого предмета еще на одну ступеньку.
Но, как считают в лицее, новые педагогические технологии, современная техника – это, конечно, важно, но без души все это не сработает. 
- Главная отличительная черта лицея – это уникальная атмосфера добра, любви, взаимопонимания и взаимотворчества. Педагог, который не любит детей, – пусть он будет высококлассным специалистом, - в лицее работать не будет. Потому что ребенок чувствует, как к нему относятся, - говорит Анатолий Компаниец.  Выпускница лицея, а ныне кандидат экономических наук Светлана Алабушева, которая ведет в лицее экономический факультатив, отмечает и солидную материальную базу, и изобретательность учителей в подаче той или иной темы, но главная ценность лицея для нее – в другом:
- Здесь всегда нравилось отношение учителей к детям. Уже потом, в институте, понимаешь, что здесь ты был нужен. И что наши учителя – это самоотверженные люди.
Что бы там ни говорили, а основная задача школы и родителей – это так подготовить ребенка к взрослой жизни, чтобы он смог занять свое место под солнцем. Опыт экономического лицея №2 доказал, что этой важной цели можно достичь, не жалея любви. Причем эта любовь не делает лицеистов мягкотелыми лузерами, а, наоборот, дает им возможность раскрыть свои крылья. А такой человек, уверенный в своих силах и обладающий необходимыми знаниями и умениями, в современных джунглях не затеряется.
Виктория Тонковид, "Вечерний Николаев"

Распечатать | Автор: media2014 | Дата: 10-05-2013, 09:50


  • ВКонтакте
  • Facebook
c="/engine/classes/tagcloud/swfobject.js">